Ботинки на заказ: Особенности, преимущества, философия

«Модный скривил губы. Он окатил Глеба с головы до ног оценивающим взглядом. Фасон одежды был модным, но фирму Модный на глаз определить не смог. Поэтому пренебрежительно ухмыльнулся. Глеб не счел нужным разъяснять, что костюм от личного портного ценится выше, чем самая дорогая тряпка от самого раскрученного кутюрье.»

Олег Маркеев, Цена посвящения: Время зверя.


Предисловие

Если вы покупаете готовую фабричную обувь и вас всё в ней устраивает, - не читайте дальше. От добра добра не ищут, и все дальнейшие рассуждения будут для Вас комланием адепта старой коммерческой религии. Но если у Вас есть проблемы, связанные с поиском, выбором или ношением фабричной обуви, то уже появляется причина читать дальше. Если Вам не нравится принцип массовости, тотальной усреднённости и унификации всех сфер жизни, то Вам точно имеет смысл прочесть это до конца. Как действующий обувщик, вовлечённый в дело, в своём изложении я не могу избежать некоторой предвзятости и каких-то личных акцентов. Любая деятельность изменяет какие-то взгляды, акцентуации, а иногда и всё мировоззрение человека, что успешно было названо профессиональной деформацией. Это точно есть. Однако, и профессиональная деформация ремесленника, целый день работающего своими руками, напрягающего разум для создания с нуля довольно сложного изделия, самостоятельно планирующего все его свойства, параметры и составляющие, работающего с клиентами и поставщиками, может представлять некоторый интерес ввиду тех ментальных сдвигов в обществе, которые происходят на наших глазах (слышащий да разумеет). Это возможность взглянуть на вопрос не глазами заказчика, а глазами тех, кто эту обувь носит в руках по 8 часов в день.


Термины

Прежде всего давайте определимся с терминами.

В данной статье я говорю об «индивидуальной обуви» (кратко – «индобувь») – то есть об обуви, сделанной на заказ по меркам стоп её владельца. Жалко, что ремесленный словарь русского языка очень беден и я не могу подыскать эквивалента красивому английскому bespoke, кроме уродливого слова «индпошив».

Когда мы говорим «рантовая обувь», мы имеем ввиду обувь всех традиционных конструкций: рантовая разных типов, доппель, прошивная, с оговорками даже гвоздевая и т.д.. Все эти типы характеризуются повышенной прочностью материалов и жёсткостью низа и, в силу нашей специфики, - жёсткостью верха из толстых кож. Рантовая обувь может быть и ручной и фабричной.

Когда мы говорим «ручная обувь», мы имеем ввиду обувь, изготовленную не фабричным и не цеховым способом, а, как правило, в маленьком ателье, руками одного-двух или трёх человек. Дизайнер-модельер создает дизайн и чертит модель, закройщик-заготовщик кроит и шьёт верх, обувщик-колодочник делает колодку и собирает обувь. Всё это осуществляется с минимальной механизацией и каждый делает по нескольку десятку операций (вместе около 250 операций на пару, не считая организационных – закупок и работы с клиентом). Главный процесс, где обувь приобретает форму, - затяжка на колодку, в ручной обуви производится строго вручную.


I. ОCОБЕННОСТИ


Немного о стопе и обувной колодке

В начале любой обуви бывает стопа. Вы знаете, что стопы бывают разные, но вряд-ли знаете, насколько они бывают разные.


По форме пальцевой дуги стопы делятся на египетскую, греческую, римскую, германскую, кельтскую. От формы пальцевой дуги может зависеть не только характер (что доказано), но и оптимальные типы – фасоны носка обуви.


По закосистости стопы бывают симметричными (прямыми) и в разной степени ассиметричными (закосистыми). По моим наблюдениям, в России большинство обуви выпускается на симметричных колодках, а опять же по нашим наблюдениям, большинство стоп ассиметричны. Парадокс.


Стопы бывают плоскими (раздавленными, распластанными) и подъёмными (супинированными), бывают полными и худыми. Ткани стоп бывают плотными и мягкими. От этих параметров также зависит оптимальная форма колодки.


Опорные подушечки стоп (пятки и плюсне-фалангового сустава) бывают массивными и истончёнными. Пятки могут иметь различную форму, быть высокими и низкими, верх пяточной кости может резко выступать сзади, а может и с любого бока, ассиметрично протирая пяточные карманы и даже задники.


У стоп людей среднего возраста и больше уже встречаются болезненные особенности типа шипов, натоптышей, шпор и т.д.


Все популяции людей на разных территориях имеют свои преобладающие особенности строения стопы. Так у итальянцев подъём низкий и стопа узкая, а у русских стопа широкая и подъём высокий. У японцев косолапость есть разновидность нормы и т.д.


Производители массовой обуви ориентируются на свой рынок сбыта и делают для данного рынка усреднённую колодку, подходящую, скажем, 90% популяции. Как они это сейчас делают, - неизвестно. В СССР периодически проводились массовые измерения стоп и устанавливались ГОСТы средних размерно-полнотных характеристик стопы. Видимо, производители тоже как-то собирают информацию по обмерам, и статистически или по наитию выходят на средние цифры, которые и фиксируют в колодках. Большие производители или производители обуви МТМ (made to measures – пошив обувь на заказ по снятым меркам стопы без примерки) имеют от 3 до 9 полнот в размерном ряду, то есть от 3 до 9 колодок каждого размера данного фасона. Тем не менее, есть много ног с крайними характеристиками, которым трудно найти подходящую обувь. Кроме того, у 40% населения левая и правая стопа отличаются на полразмера и больше.


Размер стопы и размер обуви

Что такое размер? Длинна стопы – скажете вы. Не совсем так, вернее – не только размером измеряется стопа. У обуви есть баланс пятки и пучков или расстояние от пятки до плюсне-фалангового сустава. Это два главных места на следе колодки – пятка и плюсне-фаланговый сустав (далее этот сустав мы будем называть профессионально – «пучки»). Изгиб следа (профиль низа колодки) усредненной колодки повторяет форму средней стопы в популяции. Средняя стопа удобно ложится в этот изгиб и нагрузка при стоянии и ходьбе распределяется правильно. Но представьте, что у конкретной стопы 43 размера (по длине), необычно длинные пальцы, скажем на 7 мм длиннее обычных. В этом случае пучки ближе к пятке – он как у стопы 42 размера. В обуви 43 размера будет нарушен баланс, а в обуви 42 размера стопа удобно ляжет на изгиб стельки, но не хватит длины. И это только частный случай. Он иллюстрирует факт, что есть несколько типично редких стоп, обладатели которых никогда в жизни не носили впорной обуви. Как правило, это стопы с крайними значениями полнот, асимметрий, длинн и высот пальцев, высот подъёма, ширины пяток или ширины пучков.


Что такое впорность?

Впорность – это соответствие внутренней формы обуви форме стопы. Сюда входит не только размер и полнота, но и геометрия следа, баланс, учёт особенностей скелета, особенностей тканей стопы, и ещё некоторые поправки на цели и характер использования.


Чем жёстче, прочнее обувь, тем критичнее впорность. И наоборот: чем мягче обувь, тем впорность менее критична. Мягкая обувь на низком каблуке под действием веса легко прогибается, меняя баланс, и разнашивается, растягивая тонкие стенки в нужном направлении. Жёсткая обувь с трудом изменяет баланс и с трудом растягивается –разнашивается в поперечных направлениях. Мягкая обувь при разноске не травмирует стопу, а жёсткая обувь способна принести боль и травмировать стопу, особенно возрастную, у которой тоньше подушечки из соединительно-жировой ткани на суставах и пятке, менее плотные ткани стопы и т.д. Вот почему опасно ошибаться с балансом рантовой обуви: это довольно жёсткая обувь, она имеет плотную кожаную стельку и жёсткую подошву. Опасно ошибаться и с полнотой обуви из толстых кож: растянуть 3-4 мм общей толщины верха трудно. Не всякая стопа выдержит сдавленность: это боль, мозоли, онемение тканей, нарушение кровотока, повышенная потливость сжатых ног … Бывает, что жёсткую обувь вообще не удаётся разносить, особенно заказчикам после 50.


ПРИМ: Производители рантовой обуви иногда добавляют поверх основной кожаной стельки вкладную, мягкую стельку из пеноматериалов, призванную смягчить опору и снизить критичность впорности. Но это уже лукавство, которое меняет не только климат в обуви, но и её философию.  

Повторю: чем жёстче обувь, которую Вы хотите купить и чем вы старше – тем точнее обувь должна соответствовать строению стопы.


II. ПРЕИМУЩЕСТВА

1. Впорность и удобство


Для обладателей нестандартных стоп впорность часто бывает самым главным преимуществом индобуви, - решающим преимуществом, перекрывающим все остальные соображения. Это в прямом смысле индивидуальная обувь, сделанная для данных ног, их костей и тканей, как очки с личными диоптриями сравнительно с обычными стеклянными очками.


Реальность: при всём сказанном, надо понимать, что обувь – это сложный объект, имеющий множество характеристик: жёсткость, вес, теплообмен, газообмен, гибкость верха и низа, цепкость подошвы, высота каблука относительно подмётки и т.д. Стопа – ещё более сложный объект с инд.набором костей, суставов, связок, тканей с разными у разных людей мягкостью, болевыми порогами, повреждениями, иннервацией, кровоснабжением и т.д. Характер взаимодействия двух сложных объектов невозможно полностью предсказать. Вот почему вполне возможен вариант, что впорная по внешней геометрии, жёсткая обувь не так уж и удобна, а мягкая невпорная обувь из магазина – более удобна. Такой вариант вполне возможен, не будем обольщаться. Личная колодка - объект динамический. Она может правиться после опыта носки пары, сшитой на ней, а возможно и не раз - после второй и третьей пары, становясь всё более удобной или изменяясь вместе с изменениями стоп заказчика.


Нелишне упомянуть и мотив экономии времени: вместо поиска обуви в магазинах, заказчик заказывает ещё одну пару на своей проверенной колодке, изменив в заказе только параметры модели: высоту, деталировку, толщину кож, цвета и фактуры, подошву, фурнитуру и т.д. Повторные заказы у всех мастерских имеют приоритет в очерёдности, как и развивающие заказы (интересные заказы, влияющие на развитие мастерской).


2. Эстетика


Верно выбранный фасон. Фасон (иначе говоря - форма мыса / носка) в индобуви выбирается с учётом формы пальцевой дуги. Сначала мы советуем. Далее – слушаем пожелания и находим компромисс. Всё это – вопрос вкуса как заказчика, так и мастера. Здесь встречаются искусство и ремесло.


Косметическая коррекция. В индобуви возможно скрыть недостатки стопы - сделать достаточно красивую обувь на некрасивые ноги. Конечно у всякой коррекции есть свой предел и мера. Колодочник будет стремиться сделать красивую колодку на некрасивую ногу, ища согласие между впорностью и фасоном, модельер - скрыть недостатки стопы с помощью модели, дизайна, обувной мастер – с помощью конструкции, скрытых вставок и т.д. Обычно это удаётся – в большей или меньшей мере.


Целесообразная комплектация и цельность образа. При проектировке модели принимается в учёт всё: вес, рост, физиология стоп, условия погоды, характер почв и использования обуви, соразмерность толщин, сочетание цветов, стиль, одежда и т.д. При хорошем вкусе мастера функциональные и стилевые несоответствия будут исключены. У пары должна быть своя философия: помеси рабочей и семи-дресса, семи-дресса и модельной – нежелательны, хотя бывают исключения.


Ничего лишнего – никаких пустот. Индобувь на обычную стопу красива за счёт максимального прилегания к стопе, исключающей большие складки и дутыши. Большие складки на ботинках – это избыток объёма, недостаток, который производители массовой обуви лукаво стремятся назвать достоинством и сделать фишкой. Стопа в ботинках с пустотами хуже фиксирована в голеностопе и подъёме – а это риск вывиха ноги. В индобуви обуви пустот и складок быть не должно – ничего лишнего.


Ничего лишнего - стелька. Красивая стелька – основа красоты обуви. В ручной обуви она, как правило, более узкая - точно соответствует контуру стопы без технологических припусков, нужных для машин, штампованных подошв и т.д. Также стелька в индобуви повторяет горизонтальный рельеф стопы, её выемки и углубления с максимальной точностью - для удобства. Фабричная стелька, как правило, менее рельефна, её рельеф типовой, и чаще всего она более плоская. Стелька в индобуви имеет специальные разрезы для увеличения гибкости подмёточной части. Разрезы делаются исходя из строения костей стопы и на одинаковый размер они бывают часто разными.


Ничего лишнего – супинатор. Ручная сборка предполагает, что каждая деталь обуви изготавливается отдельно и не является заложником каких-то унификаций. Так, например, супинатор повторяет сложную форму следа именно данной колодки с привязкой к поддержке, размеру и т.д.. Поэтому он вплотную прилегает к стельке без малейших пустот. А на фабрике на все размеры и полноты – один номер супинатора, а вопрос пустот решается или упрощением контура и уплощением следа колодки, или наполнителем в виде жидкой пробки. Это совсем не элегантные решения.


Ничего лишнего – двойная затяжка и релаксация. Ручная обувь, как сказано выше, должна быть затянута вручную. Кожа – биоматериал, и каждая шкура имеет в том числе уникальные пределы растяжимости и прочности волокон. Затяжная машина настраивается, во избежание разрыва верха, по коже с минимальной прочностью: отсюда большинство пар на затяжной машине недотянуто. Это означает, что у кожи остаются большие излишки растяжимости и обувь при ношении начинает растягиваться и терять форму. К тому-же верх затягивается часто без увлажнения, особенно в цехах, и на колодке бывает всего несколько часов – до приклейки подошвы, после чего обувь снимают с колодки для возврата колодки в следующий производственный цикл. Ясно, что о хорошей вытяжке, релаксации и формостойкости говорить трудно. Рантовая фабричная обувь, конечно, дольше выдерживается на колодке из-за более сложного процесса прикрепления ранта и низа, но и это - дни, и верх также, как правило, недотянут.


При ручной затяжке пара затягивается в 2-3 подхода. Кожа увлажняется и пара впервые затягивается на колодку. Далее пара стоит 1-2 дня и происходит сушка и релаксация (расслабление) напряжений в коже. Затем кожу вновь увлажняют и следует вторая затяжка для вытяжки остаточных излишков эластичности. Затем пара снова сушится и выдерживается на колодке от недели до нескольких месяцев, чтобы хорошо запомнить форму колодки. Вытянутая пара хорошо и долго держит форму, плотно держит ногу.


Ничего лишнего - полка ранта (в англ. – sole trim). Это ширина ранта, выходящая за пределы контура верха, если смотреть сверху. Полка ранта и доппеля в ручной обуви более узкая, что делает ручную обувь компактнее фабричной. Это особенно важно для широкой стопы. Фабричный рант шьётся на доппельной машине, он всегда всегда шире, и фабричная обувь даже низкой полноты при взгляде сверху немного напоминает ласты из-за широкой подошвы. Рабочие органы машины из-за отсутствия доступа не могут во всех местах подошвы шить близко к верху - в перейме полка ранта часто достигает 2 и даже 3 см. Перейма в этом случае выглядит как талия толстой женщины (по англ. перейма/талия  – waist).


Эстетика сотворчества. Бывает, что заказчик полагается только на вкус мастера, выбирает типичную модель. Но часто заказчик просит изменить фасон носка, форму каблука или сочетание цветов. Мы давно заметили, что пожелания заинтересованного заказчика практически всегда приводят к улучшению эстетики пары. И это несмотря на, казалось бы, нашу опытность. Именно благодаря кардинальным улучшениям многих пар по видению заказчика, мы приняли за аксиому - внимательно слушать мнение заказчика. Своя рубашка ближе к телу -  свою пару заказчику часто видне, чем нам. Опыт выступает как советчик озарению заказчика - чтобы уберечь от грубых ошибок.


3. Надёжность


Третьим по значимости преимуществом индобуви является, по крайней мере для ботинок из толстых кож, по крайней мере в России, по нашему опыту, является надёжность. Надёжность – это собирательное понятие и широкий функционал: устойчивость к среде (водостойкость, защита ноги от повреждений, цепкость за почву и т.д.), предсказуемость (не может неожиданно выйти из строя, оставить босиком в походе), долговечность. Кстати, надёжность имеет и свои звуки: крепкие ботинки при ходьбе – ударах о землю, о лестницу издают солидные звуки. Звук отличается примерно так, как отличается звук двери машины представительского класса от звука закрываемой двери ВАЗ-2106.


Прим: Стоит развеять некоторые предрассудки. Фабричная обувь сегмента «средний+» и выше -  брэнд Wesco или Вайберг, например, может быть не менее и даже более надёжной, чем ручная индобувь по водостойкости, по защите и долговечности. Поэтому, надо выбирать обувь исходя из всего набора свойств и своих приоритетов.


Рантовые ботинки из США начального ценового сегмента, наиболее часто встречающиеся в России, как правило текут в первой луже. Тому есть 2-3 главные причины: непрочная склейка, использование кожкартона вместо кожи для проложки (midsole), отсутствие проложки, использование намазной пробки для простилки.


Фабричную подошву на рантовые ботинки приклеивают слабо не потому, что не умеют, а намеренно -  для ускорения процесса замены низа. Простилка из пробки мешает прочной склейке, так как пробка – непрочный, крошащийся материал. С ней подошва фактически приклеена только к ранту, то есть 1 см по контуру, а средняя подмёточная часть отклеивается от пробки, или пробка открашивается от неё, очень быстро. По указанным причинам (ремонтопригодность, кожкартонная проложка или отсутствие проложки, и пробка) указанная выше обувь начального ценового сегмента почти всегда течёт.


Ручная же обувь, как правило, не течёт. Причины тому: тщательная склейка деталей низа без пустот, замена пробки кожей или пенорезиной, использование исключительно кожаной проложки, к которой подошва приклеена так, что при замене её приходится отдирать кусками.

Подошвенный шов (прикрепляет резиновую подошву) в ручной обуви защищён – упрятан в канавку, и не стирается на протяжении всего срока службы. Фабричный же машинный шов всегда открыт и стирается за неделю-две, в дальнейшем удерживая подошву как ниточные шпильки – за счёт трения, что менее надёжно и может приводить к расслоению низа.


4.Гигиеничность и экологичность


Гигиена. Здесь у ручной обуви нет равных. Только в ручной сборке используются одни натуральные скрытые элементы (подносок, задник и боковинки из кожи) и неплёнкообразующий крахмальный клейстер вместо каучуксодержащих фабричных клеёв, впитывающая выделяемый пот стелька 5 мм толщины. В силу этого ручная обувь дышит, и стопа не увлажняется – даже если на улице тепло. А раз стопа не влажная, значит не появляется запаха гниения.


Экологичность. Это не о Грете Тумберг, а скорее о натуральности материалов, гармонии обуви с душой, телом и природой. Нога чувствует натуральность всех материалов обуви, их сопоставимую с тканями тела гибкость, вес, теплопроводность. Поэтому возникает чувство обуви, как живого существа, которое дышит, трудится и отдыхает. Это согласие с природой вещей.


  1. Ремонтопригодность – пятое преимущество


Данное преимущество – общее для фабричной и ручной рантовой обуви. Оно состоит в том, что у рантовой обуви можно заменить изношенную подошву на новую. Преимущество обуви отечественного производства здесь только то, что для замены низа Вам не надо отправлять обувь заграницу. А замена низа импортной обуви в России производится на чужих обувных колодках (фабричная колодка – секретная оснастка, и её не дают никому), что может сказаться на качестве и внешнем виде пары.

Если же вы захотите сделать Rebuild – заменить вместе с низом и изношенную переднюю часть верха обуви (союзку), сохранив для памяти берцовый узел любимой пары, то придётся отсылать пару в страну изготовления - отсутствие родной колодки сделает это невозможным в России, либо вы получите другую обувь с другой колодки.


III. ФИЛОСОФИЯ


Наконец-то мы подошли к нематериальным преимуществам вещей, созданных на заказ. Они заключены в ощущениях, восприятии, переживаниях людей. Заказчики с особым мировоззрением и мироощущением, более остро переживающие события жизни – это самые осознанные заказчики единственных в своём роде вещей.


1. ЭКСКЛЮЗИВ


Начнём с самого простого – с эксклюзива. Заказчик получает единственную, уникальную пару. Он надевает ботинки, которых ни у кого из окружающих его нет и быть не может. В отличие от кошелька, который ещё можно как-то повторить, пару обуви на другие ноги повторить нельзя – она всегда будет другой по виду и общему впечатлению. Мир единственных в своём ряду вещей (единственные такие ботинки, единственная сорочка, единственный костюм …) – этот мир непосредственный и живой. Человек рядом с такими вещами острее чувствует историю, время, чувствует, что он сам, его жизнь – нечто единственное и неповторимое. По нашему опыту, половина заказчиков не желают ставить наше клеймо Bootfury на видное место ботинок, чтобы таким образом не снизить градус единичности обуви. В этом случае клеймо мы ставим только на подпяточник (или полустельку), чтобы закрепить принадлежность обуви нашим рукам, но скрыть это от посторонних глаз по желанию заказчика.


Эксклюзив – понятие не только количественное, но ещё более стилевое. Заказчику должен понравиться стиль автора вещей. Лучше дольше выбирать, сравнивать, пока точно не почувствуешь, что автор - именно тот, кто вам нужен.  Правило, верное для сложных изделий: даже великий мастер не сможет сделать копии вещи другого мастера.

Как-то в одном цеху по пошиву танцевальной обуви, нам, пяти мастерам выдавали одинаковые заготовки верха и одинаковые колодки, а также одни и те же материалы для изготовления подошвы и каблука обуви. И при полной одинаковости исходных материалов, инструментов, технологий и станков, у всех пятерых получалась разная обувь – модельер, принимавший работу, мог безошибочно сказать из чьих рук вышла данная пара. Как говорят альпинисты – у каждого есть своя высота. Выше неё человек просто теряет сознание. Так в любом деле.

Стиль и уровень автора складываются из многого: врождённого чувства гармонии, вкуса, глазомера, уровня перфекционистских требований к себе, трудолюбия, интеллекта, творческой способности, любви к риску и т.д. Стиль неповторим, эксклюзивен. Его интересно смотреть в динамике - это прогресс в изделиях конкретной мастерской. Чем больше насмотренность, чем больше изделий вы видели, тем лучше вы поймёте авторский стиль и сможете представить, какую пару вы хотите и какую сможете получить из рук автора.

Прим: в изделиях новичков стиль трудно разглядеть из-за несовершенства ремесленных навыков. Тем не менее, наличие таланта и вкуса глаз опытного заказчика почти всегда может почувствовать.


2. ЭНЕРГИЯ


Общение. Некоторые заказчики индивидуальных вещей требуют много внимания (сервис – не совсем точный термин), большинство ценят уважительное общение. Некоторые общаются не только на тему заказа, пользуясь удобным случаем встречи с людьми, занятыми творческим трудом. Прекрасно, когда в талантливом авторе человек больше мастера. Это обогащает общение, так как талантливый человек обычно талантлив во всём.  В оригинале пословица звучит так: «век живи — век учись тому, как следует жить» (Луций Анней Сенека, родился в 4 году до н. э.).

Энергия. Заказчики считают, что ручная работа, по необходимости долговременно пребывая в руках и уме человека, сохраняет в себе часть человеческой энергии и души. Положительной энергии трудно ожидать от предметов капиталистического производства, эксплуатирующего (обкрадывающего) работников. По той же причине, вещи лучше получать от тех людей, кто лично вам близок взглядами, ценностями, жизненной позицией и т.д. И чем ближе эта вещь к душе, телу, дому и т.д., тем это важнее – это не крыша на дачном домике, которую вы видите раз в год.

В изделии сохраняется память о человеке – и она должна доставлять удовольствие, а не раздражение. Я очень бы хотел иметь те сапоги, к которым руку приложил Лев Толстой, не чуравшийся сапожным ремеслом, или отец И.В.Сталина.

Не менее важно, что при совпадении взглядов, взаимопонимании легче решать возникающие проблемы в духе доверия и согласия. Когда различия во взглядах и ценностях велики, опытные мастера обязаны отказать клиенту в заказе под тем или иным предлогом – это рационально и обижаться на это не следует: просто вы встретились с тем, кто хорошо знает своё дело и не будет ковать меч против себя.


3. УСИЛИЕ, ПРЕОДОЛЕНИЕ


Третий фактор – собственное усилие, труд заказчика для получения индивидуальной вещи. Не деньги, как овеществлённый труд, а конкретный труд, связанный с добыванием вещи. Это похоже на сказку, где герой ищет Аленький цветочек. Аленькие цветочки не растут в витринах цветочных магазинов с голландскими крашеными розами, они не навязываются в ежедневной рекламе и не готовы прыгнуть в корзину после оплаты с телефона. Аленьких цветочков, по самой природе вещей (кто понимает), не может быть много, а потому всегда есть история поиска, труда, ожидания и достижения. Чтобы добыть интересную вещь, интересный опыт, нужно активно выйти этому навстречу: искать по аккаунтам Инстаграмма, оценивать картинки, читать отзывы, ждать, что вас зацепит история вещи или авторов, изучать потенциальных изготвоителей, чтобы понять насколько они способны сделать то, что нужно, какие он и люди, связываться и общаться, ждать в общей очереди (уважающий себя мастер крайне редко, разве по крайней необходимости, уступает на предложения типа «плачу втрое – хочу без очереди»), снимать мерки и проходить процесс подгонки, примерки, обсуждать цвета и фактуры, ждать заказа. Всё это кажется сегодня непривычно реальным, живым, даже архаикой, хотя по сути это привычный образ существования элит, а для нас, обычных людей – образ будущего, причём лучшего его варианта, буде он случится. Полученная вещь получает  тем больше ценности и смысла, чем больше в ней заложено времени, общения, истории, творчества, усилий, информации о ней. Не пикник с шашлыками, а поход с риском ценят сильные души. И потому, бывает особенно приятно в разговоре обмолвиться: «А, ботинки ... ну, это ты не купишь - на заказ сделали. Есть координаты человеков, только учти: сколько бы у тебя ни было денег, будешь ждать год в очереди.»

4. ПОДДЕРЖКА, АЛЬТРУИЗМ


Четвёртое – это поддержка, альтруизм, благородные чувства заказчика. Это солидарность с ремёслами, с традицией, поддержка доброго здравого смысла и того хорошего порядка вещей, который ремесло воплощает.

Это может быть желание поддержать ручной труд в ущерб фабричному машинному производству, которое, согласно политэкономии (забытой в интеллектуально опущенных массах науки), основано на присвоении плодов чужого труда, то есть на воровстве. Законы моды жестоки: бренды обязаны часто обновлять ассортимент. Следовательно, темпы производства постоянно ускоряются, что означает работу на износ для незащищенных капиталистическими  законами людей на фабриках.

Это может быть желание поддержать экономику своей страны (русские материалы и кожи, русские работники), поддержать конкретную марку и тех кто за ней стоит, регион, … что угодно вплоть до воли Провидения.

В общем и целом, самая дорогая вещь для нас обычно та, которая не только красива Инстаграммной красотой, не только удобна и комфортна, но близка нашей душе – связана с личными усилиями, риском, болью (хотя бы от разноски), воспоминаниями, чувствами, временами, местами, историями, и людьми.


Эпилог.

На этом я заканчиваю экскурс в тему личной обуви. Обувь – это одежда для ног, но работает она, в отличие от одежды, в разных средах, соприкасаясь с самыми мокрыми, грязными, острыми и жёсткими предметами, какие только есть в природе. И обувь, в отличие от одежды, имеет форму.


Настоящий мастер, для которого его дело – не только ремесло, но ещё и искусство, к совершенству в котором он стремится, делает особенный упор на том, что невозможно повторить фабрично. В таком сложном по форме и конструкции объекте, как обувь, этих черт и свойств довольно много. В конечном счёте, с ростом мастерства, стремление к совершенству незаметно отливается в изящные линии, красивые следы, элегантную игру света на поверхностях, гармонию и соответствие всех деталей, в силу и уверенность, защиту и бесстрашие в трудных условиях, комфорт и удобство, тонус вместо усталости, готовность вместо вялости, ценность вместо безразличия – и всё это про обувь. Всего лишь про хорошую обувь, сделанную для вас.

 

Спасибо за внимание.

Беседовал: Сергей Секирин, марка Bootfury 29 августа 2021г.

Нет комментариев
Добавить комментарий